Что должен машинист. Машинист обязан

При ведении поезда машинист должен:

  • иметь тормозные устройства всегда готовыми к действию, проверять их в пути следования, не допускать падения давления в главном резервуаре и в магистрали ниже установленных норм;
  • при запрещающих показаниях постоянных сигналов, показаниях сигналов уменьшения скорости и других сигналов, требующих снижения скорости, применяя служебное торможение, останавливать поезд, не проезжая сигнала остановки, а сигнал уменьшения скорости проследовать со скоростью, не более установленной для данного сигнала;
  • проследовать сигнальный знак, ограждающий нейтральную вставку (во избежание остановки на ней локомотива), со скоростью не менее 20 км/ч;
  • при внезапной подаче сигнала остановки или внезапном возникновении препятствия немедленно применить средства экстренного торможения для остановки поезда.

Звуковые сигналы тревоги, применяемые на железнодорожном транспорте.

Сигналы тревоги подаются гудками, свистками локомотивов (МВП, ССПС), сиренами, духовыми рожками и т.д. Применяются следующие сигналы тревоги:

· Один длинный три коротких – сигнал общей тревоги. Подается группами в случаях обнаружения на пути неисправности, угрожающей безопасности движения, при остановке поезда в снежном заносе, при крушении и в других случаях, когда требуется помощь. Сигнал подается при необходимости любым работником железной дороги.

· Один длинный два коротких – сигнал пожарной тревоги. Сигнал подается группами при необходимости любым работником железной дороги.

· Один длинный один короткий в течении 2 –3х минут - сигнал химической тревоги или радиационной опасности.

· Ряд коротких звуков в течении 2-3х минут – воздушная тревога. Сигнал подается также протяжным звучанием сирен.

1. Обеспечивать безопасность движения поездов на основе неукоснительного выполнения требований ПТЭ, действующих инструкций и указаний.

2. Руководить работой лиц входящих в состав локомотивной бригады, контролировать их действия, обеспечивая выполнение графика движения поездов и плана маневровой работы.

3. Выполнять установленные и осваивать прогрессивные технологии вождения поездов и производства маневровой работы.

4. При вождении пассажирских поездов обеспечивать качественное обслуживание пассажиров, не допуская нарушения плавности ведения поездов.

Перед началом работы

Локомотивная бригада должна:

Пройти инструктаж по технике безопасности у инструктора на локомотиве, с записью в журнал.

Получить от сдающего машиниста инвентарную реверсивную рукоятку. Запрещается иметь и применять неинвентарные реверсивные рукоятки, а также пользоваться заменяющими их приспособлениями.

Перед приемкой следует убедиться, что локомотив заторможен и не сможет самопроизвольно сдвинуться с места.

Перед осмотром дизеля, вспомогательного оборудования и электрооборудования следует обесточить все электрические цепи, выключить рубильник аккумуляторной батареи.

Перед пуском дизеля осмотреть состояние его узлов и вспомогательного оборудования, убрать инструменты, проверить укладку полов, подать оповестительный сигнал.

Запрещается при работающем дизеле находиться в машинном помещении и на крыше.

Перед опробованием тормозов машинист должен предупредить об этом помощника, убедиться в отсутствии людей возле локомотива, под ним, в дизельном помещении и проверить включение тормозных приборов.

Запрещается закрывать и открывать краны ударами молотка или других предметов.

Во время работы

Перед тем, как начать движение локомотива, локомотивная бригада должна находиться в кабине вместе с инструктором. Без инструктора движение запрещается.

До начала движения все двери локомотива должны быть закрыты. Запрещается проезд в кабине локомотива лиц, не входящих в состав локомотивной бригады, за исключением начальника дороги и инструкторов, производящих проверку.

Во время движения локомотивной бригаде запрещается :

1. превышать установленную скорость движения;

2. высовываться из боковых окон кабины за пределы поворотного стекла;

3. открывать наружные боковые двери и высовываться из них;

4. находиться на подножках, лестницах и других наружных частях локомотива.

С локомотива можно сходить только после его полной остановки, убедившись в безопасности выхода. Все работы по соединению и разъединению пневматических рукавов, а также расцепку и сцепку производить только с разрешения инструктора.

Перед разъединением соединительных рукавов тормозной магистрали необходимо перекрыть концевые краны. Перед продувкой тормозной магистрали соединительный рукав взять возле головки, плотно прижать к бедру и только потом открыть кран.

После окончания работы

После окончания работы локомотивная бригада должна:

сдать инструктору или передать машинисту, принимающему локомотив инвентарную реверсивную рукоятку локомотива.

Машинист обязан:

Иметь свидетельство на право управления соответствующим типом подвижного состава, а также формуляр с отметкой о прохождении проверки знаний норм и правил и настоящих Правил,

Знать конструкцию локомотива (мотор-вагонного поезда), специального самоходного подвижного состава, на котором должна осуществляться его работа в соответствии с установленными квалификационными требованиями,

профиль обслуживаемого участка, расположение на нем постоянных сигналов, сигнальных указателей и знаков и их назначение, а также места расположения железнодорожных переездов на обслуживаемом участке, иметь расписание движения поездов на обслуживаемом им участке;

При приемке локомотива (мотор-вагонного поезда), специального самоходного подвижного состава убедиться в его исправности, обратив особое внимание на действие тормозов, песочниц и радиосвязи, приборов для подачи звукового сигнала, а по записи в журнале технического состояния локомотива убедиться в исправном действии локомотивных устройств автоматической локомотивной сигнализации и устройств безопасности, проверить наличие сигнальных принадлежностей, противопожарных средств;

При курсировании по принадлежащим владельцу инфраструктуры железнодорожным путям общего пользования владельцу железнодорожных путей необщего пользования иметь документ о прохождении медицинского осмотра и установленных предрейсовых и предсменных видов медицинских осмотров;

Обеспечить безопасное следование поезда с точным соблюдением графика движения;

Выполнять иные требования норм и правил и ПТЭ.

Ограждение мест препятствия или производства работ на станционных ж.д. путях необщего пользования.

Всякое препятствие для движения по станционным путям и стрелочным переводам должно быть ограждено сигналами остановки независимо от того, ожидается поезд (маневровый состав) или нет.

При ограждении на станционном пути места препятствия или производства работ сигналами остановки все ведущие к этому месту стрелки устанавливаются в такое положение, чтобы на него не мог наехать подвижной состав, и запираются или зашиваются. На месте препятствия или производства работ на оси пути устанавливается переносный красный сигнал

Если какие-либо из этих стрелок направлены остряками в сторону места препятствия или производства работ и не дают возможности изолировать путь, такое место с обеих сторон ограждается переносными красными сигналами, устанавливаемыми на расстоянии 15 метров от границ места препятствия или производства работ.

В том случае, когда остряки стрелок расположены ближе, чем на 15м от места препятствия или производства работ, между остряками каждом такой стрелки устанавливается переносной красный сигнал.

При ограждении переносными красными сигналами места препятствия или производства работ на стрелочном переводе сигналы устанавливаются: со стороны крестовины - против предельного столбика на осях каждого из сходящихся путей; с противоположной стороны - в 15 м от остряков стрелки.

Если вблизи от стрелочного перевода, подлежащего ограждению, расположена другая стрелка, которую можно поставить в такое положение, что на стрелочный перевод, где имеется препятствие, не сможет выехать подвижной состав, то стрелка в таком положении запирается или зашивается. В этом случае переносный красный сигнал со стороны такой изолирующей стрелки не ставится.

Когда стрелку в указанное положение поставить нельзя, на расстоянии 15м от места препятствия или производства работ в направлении к этой стрелке устанавливается переносный красный сигнал.

Если место препятствия или производства работ находится на входной стрелке, то со стороны перегона оно ограждается закрытым входным сигналом, а со стороны станции - переносными красными сигналами, устанавливаемыми на осях каждого из сходящихся путей против предельного столбика.

Когда место препятствия или производства работ находится между входной стрелкой и входным сигналом, то со стороны перегона оно ограждается закрытым входным сигналом, а со стороны станции - переносным красным сигналом, установленным между острякам входной стрелки.

3. Порядок проведение маневров с выездом за границу станции на двухпутном перегоне . Разрешение соседней станции,ключ-жезл,при отсутствии путевая записка формы ДУ50 вверху надпись МАНЁВРЫ с выездом за границу станции.

Порядок обслуживания ОРС-1, ОРС-2 ст «Стальная».

Раздевание слитков спокойной и кипящей стали производится на ж.д. путях 10,14 ОРС1, ОРС2. При подаче убор-ке слитковозных составов или другого подвижного состава в ОРС 1,2 бригадир ОРС обязан удалить людей в без-опасное место, остановить работу кранов, отвести клещи и кабины кранов из габарита пути, переключить въезд-ной светофор на разрешающее показание, согласовать работу с помощником машиниста и присутствовать при выполнении маневровой работы на участке;

бригадир обязан обеспечивать устойчивую и равномерную погрузку согласно схеме; помощник машиниста дол-жен проконтролировать правильность погрузки. Запрещается выводить составы с неустойчиво стоящими излож-ницами и слитками. Башмачит по 9,10,13,14 составы помощник машиниста или бригадир. Величина подаваемых составов в ОРС- l,2, ККЦ-1, ККЦ 2 не более 16 тележек. Величина порожних составов на ОРС 1,2 на г/очистку №1, №2 не более 24 тележек. Перед отцепкой в ОРС 1,2 помощник машиниста обязан закрепить подвижной состав на башмаки.

БИЛЕТ №22

  1. Обязанности машиниста после сцепления локомотива с составом поезда.

Убедиться в правильности сцепления локомотива, специального самоходного подвижного состава с первым вагоном состава и соединения воздушных рукавов и электрических проводов, а также в открытии концевых кранов между ними;

Зарядить тормозную магистраль сжатым воздухом, убедиться в том, что падение давления не превышает установленных норм, и опробовать автотормоза;

Получить справку об обеспечении поезда тормозами, сверить указанный в ней номер хвостового вагона с натурным листом и убедиться в соответствии тормозного нажатия в поезде установленным нормам;

Ознакомиться по натурному листу с составом грузового и грузопассажирского поезда - наличием вагонов, занятых людьми, грузами отдельных категорий, указанных в правилах перевозок грузов на железнодорожном транспорте, а также открытого железнодорожного подвижного состава;

Ознакомиться по натурному листу с составом пассажирского и почтово- багажного поезда - наличием вагонов, занятых грузобагажом и багажом;

Если локомотив оснащен радиостанцией с индивидуальным вызовом, установить присвоенный номер поезда на пульте управления радиостанцией.

  1. Переносные сигналы и требования предъявляемые ими.

К переносным сигналам относятся:

а) щиты прямоугольной формы красного цвета с обеих сторон или с одной стороны красного, а с другой – белого цвета;

б) квадратные щиты желтого цвета (обратная сторона зеленого цвета);

в) фонари на шестах с красным огнем и красные флаги на шестах.

Переносными сигналами предъявляются требования:

а) прямоугольный щит красного цвета (или красный флаг на шесте) днем и красный огонь фонаря на шесте ночью – «Стой! Запрещается проезжать сигнал»;

б) квадратный щит желтого цвета днем и ночью при расположении опасного места:

На перегоне – «Разрешается движение с уменьшением скорости, впереди опасное место, требующее остановки или проследования с уменьшенной скоростью»;

На главном железнодорожном пути железнодорожной станции – «Разрешается движение с уменьшением скорости, впереди опасное место, требующее проследования с уменьшенной скоростью»;

На остальных станционных железнодорожных путях – «Разрешается проследование сигнала со скоростью, указанной в предупреждении, а при отсутствии его – на железнодорожных путях общего пользования со скоростью не более 25 км/ч, а на железнодорожных путях необщего пользования – со скоростью не более 15 км/ч ».

Обратная сторона квадратного щита (зеленого цвета) днем и ночью на перегоне и на главном железнодорожном пути железнодорожной станции указывает на то, что машинист имеет право повысить скорость до установленной после проследования опасного места всем составом.

  1. Порядок маневров в районах железнодорожных станций, не обслуживаемых дежурными стрелочных постов.

Перед заездом маневрового состава, локомотива, других

подвижных единиц на пути районов, где стрелки не обслуживаются дежурными стрелочных постов, а также при возвращении из таких районов составитель поездов, а при его отсутствии локомотивная бригада должны согласовывать с дежурным по станции свои действия, а также обязаны особо внимательно проверять положение путей и стрелок и убеждаться в отсутствии препятствий для движения, осмотреть стоящие на путях вагоны, проверить наличие тормозных башмаков под подвижным составом, предупредить о предстоящих маневрах находящихся на путях работников.

Перевод стрелок в таких районах осуществляется составителем поездов или другим работником, указанным в техническо-распорядительном акте станции или инструкцией о порядке обслуживания и организации движения

на железнодорожном пути необщего пользования.

Не допускается выезд на станционные пути, с железнодорожных путей необщего пользования маневровых локомотивов или составов из районов, не обслуживаемых дежурными стрелочных постов, без разрешения дежурного по станции.

Порядок выезда маневровых локомотивов из таких районов устанавливается в техническо-распорядительном акте станции или инструкцией о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования.

  1. Порядок обслуживания пункта перелива чугуна ст. «Доменная».

Руководитель маневров в парке пункта перелива чугуна ст. Доменная является машинист тепловоза работающего в этом парке. Подача миксеров в отделение перелива чугуна производится по разрешающему показанию въездного светофора, установленного на колонне ворот отделения. Точная постановка миксера под слив перестановка его и уборка после слива производится только по команде и в личном присутствии старшего миксерового или миксерового ККЦ-2. Со стороны пульта управления сливом тормозной башмак устанавливает миксеровой с противоположной стороны помощник машиниста и.о составителя поездов. После установки тормозных башмаков помощник машиниста по команде миксерового отцепляет локомотив и дает команду машинисту тепловоза на выезд из здания. При уборке миксеров с фронта выгрузки помощник машиниста должен убедиться в правильности установки миксера в исправности ходовой части и автосцепок, а также в отсутствии настылей. При обнаружении, каких либо неисправностей, либо отклонений доложить об этом диспетчеру доменного района.

БИЛЕТ №23

  1. Обязанности машиниста локомотива и его помощника при ведении поезда .

При ведении поезда машинист и его помощник обязаны:

Следить за свободностью железнодорожного пути, сигналами, сигнальными указателями и знаками, выполнять их требования и повторять друг другу все сигналы, подаваемые светофорами, сигналы остановки и уменьшения скорости, подаваемые с железнодорожного пути и поезда;

Следить за состоянием и целостностью поезда, а на электрифицированных участках, кроме того, и за состоянием контактной сети;

Наблюдать за показаниями приборов, контролирующих бесперебойность и безопасность работы локомотива, специального самоходного подвижного состава;

При входе на железнодорожную станцию и проходе по станционным железнодорожным путям подавать установленные сигналы, следить по стрелочным указателям за правильностью маршрута, за свободностью железнодорожного пути и сигналами, подаваемыми работниками железнодорожных станций, а также за движением поездов и маневровыми передвижениями на смежных железнодорожных путях, немедленно принимая меры к остановке при угрозе безопасности движения.

  1. Сигналы подаваемые въездными и технологическими светофорами.

На железнодорожных путях необщего пользования въездными (выездными) светофорами подаются сигналы:

а) один желтый огонь – «Разрешается въезд в производственное помещение (или выезд из него);

б) красный огонь – «Стой! Въезд в производственное помещение (или выезд из него) запрещен».

Технологическими светофорами подаются сигналы:

а) один желтый огонь – «Разрешается подача вагонов к объекту, расположенному на железнодорожных путях необщего пользования, с готовностью остановиться»;

б) красный огонь – «Стой».

в) один лунно-белый огонь при погашенном красном огне, установленном на обратной стороне светофора – «Убрать вагоны с объекта, расположенного на железнодорожном пути необщего пользования»;

На железнодорожном пути необщего пользования допускается применение сигнала: «один лунно-белый огонь, горящий одновременно с красным огнем» – убрать вагоны с объекта.

  1. В каких случаях выдаются на поезда письменные предупреждения .

Предупреждения выдаются:

При неисправности пути, устройств контактной сети, переездной сигнализации, искусственных и других сооружений, а также при производстве ремонтных и строительных работ, требующих уменьшения скорости или

остановки в пути;

При вводе в действие новых видов средств сигнализации и связи, а также при включении новых, перемещении или упразднении существующих светофоров и при их неисправности, когда светофор невозможно привести в закрытое положение;

При неисправности путевых устройств автоматической локомотивной сигнализации;

При отправлении поезда с грузами, выходящими за пределы габарита погрузки, когда при следовании этого поезда необходимо снижать скорость или соблюдать особые условия;

При работе на двухпутном перегоне снегоочистителя, балластера, путеукладчика, подъемного крана, щебнеочистительной и других машин;

При постановке в поезд подвижного состава, который не может следовать со скоростью, установленной для данного участка;

При работе съемных подвижных единиц, а также при перевозке на путевых вагончиках тяжелых грузов;

Во всех других случаях, когда требуется уменьшение скорости или остановка поезда в пути, а также когда необходимо предупредить локомотивные бригады об особых условиях следования поезда.

  1. Порядок перевозки шлака с ст. «Доменная» на «Шлаковый отвал».

Перевозка шлака на отвал осуществляется составом из 8 ковшей. По производственной необходимости допускается формирование состава из 10 ковшей с разрешения начальника смены доменного цеха. При постановке в поезд платформы для перевозки скрапа, состав формируется из расчета 7 груженых шлаковозов и 2-х порожних платформ для перевозки скрапа.

Контроль прибытия поездом в полном составе осуществляется пом. машиниста - и.о. составителя поездов или составителем поездов.

Ответственность за правильность приготовления стрелочных переводов в маршруте возлагается на пом. машиниста - и.о. составителя поездов или составителем поездов (при сопровождения поезда).

Для увеличении тормозной силы поезда при локомотиве ставится 4-х осный вагон прикрытия с включением его в тормозную магистраль.

БИЛЕТ № 24

  1. Что должен машинист при ведении поезда.

При ведении поезда машинист должен:

Иметь тормозные устройства всегда готовыми к действию, проверять их в пути следования, не допускать падения давления в главном резервуаре и в магистрали ниже установленных норм;

При запрещающих показаниях постоянных сигналов, показаниях сигналов уменьшения скорости и других сигналов, требующих снижения скорости, применяя служебное торможение, останавливать поезд, не проезжая сигнала остановки, а сигнал уменьшения скорости проследовать со скоростью, не более установленной для данного сигнала;

Проследовать сигнальный знак, ограждающий нейтральную вставку (во избежание остановки на ней локомотива), со скоростью не менее 20 км/ч;

При внезапной подаче сигнала остановки или внезапном возникновении препятствия немедленно применить средства экстренного торможения для остановки поезда.

  1. Сигналы подаваемые маршрутными светофорами.

а) один зеленый огонь – «Разрешается движение с установленной скоростью; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт»;

б) один желтый огонь – «Разрешается движение с готовностью остановиться; следующий светофор (маршрутный или выходной) закрыт»;

в) один желтый мигающий огонь – «Разрешается проследование светофора с установленной скоростью; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт и требует проследования его с уменьшенной скоростью»;

г) два желтых огня, из них верхний мигающий, – «Разрешается проследование светофора с уменьшенной скоростью; поезд следует на боковой железнодорожный путь; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт»;

д) два желтых огня – «Разрешается проследование светофора с уменьшенной скоростью и готовностью остановиться на железнодорожной станции; поезд следует на боковой железнодорожный путь; следующий светофор закрыт».

е) один красный огонь – «Стой! Запрещается проезжать сигнал».

  1. Подразделение предупреждений.

Все предупреждения подразделяются на три вида:

а) действующие с момента установления до отмены, когда соответствующий руководитель по условиям производства работ не может определить точного срока их окончания;

б) действующие в течение определенного устанавливаемого руководителем работ срока, указываемого в заявке на выдачу предупреждения;

в) устанавливаемые для отдельных поездов при необходимости соблюдения особых условий их пропуска (например, при наличии в поезде груза или подвижного состава, который не может следовать с установленной скоростью, при назначении не предусмотренных расписанием остановок).

  1. Порядок обслуживания поста МНЛЗ на ст. «Слябовая».

Производится обслуживание по разрешающему показанию въездной сигнализации в присутствии разливщика стали. Составитель поездов согласовывает свои действия со ст. разливщиком стали, после чего дает команду на осаживание состава, находясь впереди осаживаемого состава. Поставив вагон на весы при тепловозе, производить взвешивание состава.

БИЛЕТ № 25

  1. Что запрещается машинисту локомотива в пути следования.

В пути следования машинист не вправе:

Превышать скорости, установленные настоящими Правилами, приказом владельца инфраструктуры, перевозчика, владельца железнодорожных путей необщего пользования, а также выданными предупреждениями и указаниями сигналов;

Отвлекаться от управления локомотивом, мотор-вагонным поездом, специальным самоходным подвижным составом, его обслуживания и наблюдения за сигналами и состоянием железнодорожного пути;

Отключать исправно действующие устройства безопасности или вмешиваться в их работу;

Отправляться на перегон при отказе на локомотиве, специальном самоходном подвижном составе тягового оборудования, обеспечивающего ведение поезда, и невозможности устранения причины отказа.

  1. Сигналы подаваемые выходными светофорами при полуавтоматической блокировки .

Выходными светофорами на участках, оборудованных полуавтоматической блокировкой, подаются сигналы:

а) один зеленый огонь – «Разрешается поезду отправиться с железнодорожной станции и следовать с установленной скоростью; перегон до следующей железнодорожной станции (путевого поста) свободен»;

б) один красный огонь – «Стой! Запрещается проезжать сигнал»;

в) два желтых огня – «Разрешается поезду отправиться с железнодорожной станции с уменьшенной скоростью; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу; перегон до следующей железнодорожной станции (путевого поста) свободен»;

г) два желтых огня, из них верхний мигающий, – «Разрешается поезду отправиться с железнодорожной станции с уменьшенной скоростью; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу; перегон до следующей железнодорожной станции (путевого поста) свободен; входной светофор следующей железнодорожной станции открыт».

  1. Порядок вручения предупреждения локомотивной бригаде.

Предупреждение пишется на бланке формы ДУ-61 и вручается машинисту локомотива (мотор-вагонного поезда) или его помощнику под расписку лично дежурным по станции (парку) или по его поручению оператором, работниками станционного технологического центра, дежурным стрелочного поста, сигналистом или другим работником. Если предупреждение вручено помощнику машиниста, то он немедленно обязан передать его машинисту, а машинист в свою очередь должен проверить у помощника, не было ли выдано предупреждение.

Предупреждения могут печататься с использованием персональных компьютеров и телетайпных аппаратов на белой бумаге без желтой полосы. При этом сохраняется действующий порядок вручения их машинистам

локомотивов отправляющихся поездов.

  1. Когда машинист вывозного локомотива докладывает диспетчеру о готовности поезда к отправлению на перегон.

Получение документов, опробования тормозов.

следить за свободностью пути, сигналами, сигнальными указателями и знаками, выполнят ь их требования и повторять друг другу все сигналы, подаваемые светофорами, сигналы остановки и уменьшения скорости, подаваемые с пути и поезда;

следить за состоянием и целостью поезда, а на электрифицированных участках, кроме того, и за состоянием контактной сети;

наблюдать за показаниями приборов, контролирующих бесперебойность и безопасность работы локомотива, специального самоходного подвижного состава;

обеспечивать рациональное использование мощности локомотива при экономном расходовании электроэнергии и топлива;

при входе на станцию и проходе по станционным путям подавать установленные сигналы, следить по стрелочным указателям за правильностью маршрута, за свободностью пути и сигналами, подаваемыми работниками станций, а также за движением поездов и маневровыми передвижениями на смежных путях, немедленно принимая меры к остановке при угрозе безопасности движения.

После остановки поезда на станции, если в нем обнаружены какие-либо неисправности, машинист обязан немедленно доложить об этом дежурному по станции, а на участках, оборудованных диспетчерской централизацией, - поездному диспетчеру.

При необходимости остановки на станции машинист обязан остановить поезд, не проезжая выходного светофора (при его отсутствии - предельного столбика) пути приема. При этом локомотив грузового поезда должен быть остановлен у выходного сигнала (при его отсутствии - у предельного столбика). Не доезжая до них, машинист может остановить поезд только, если убедится через дежурного по станции по поездной радиосвязи, что весь состав установлен в границах полезной длины пути приема.

В случае обнаружения в пути следования неисправности светофоров автоблокировки, повреждения пути, контактной сети и других сооружений и устройств, неисправности в поездах, следующих по смежным путям, машинист обязан сообщить об этом дежурному по ближайшей станции или поездному диспетчеру. При наличии поездной радиосвязи сообщение об этих неисправностях машинист должен передать по радиосвязи дежурному по ближайшей станции или поездному диспетчеру, а при необходимости и машинисту поезда, следующего по смежному пути.

При следовании в условиях ограничения видимости (туман, ливень, метель и др.) сигналов, сигнальных указателей и знаков машинисту разрешается для обеспечения безопасности движения снижать установленную скорость движения поезда.

76.требование птэ к организации технической эксплуатации железнодорожного транспорта на участках движения поездов пассажирских со скоростями более 140 до 250 км/ч.

На участках обращения пассажирских поездов со скоростями более 140 км/ч инфраструктура и железнодорожный подвижной состав должны обеспечивать движение с установленными скоростями и соответствовать требованиям настоящих Правил.49. Наибольшие скорости движения пассажирских поездов по существующим кривым устанавливаются исходя из условия непревышения допускаемой величины непогашенного поперечного ускорения и скорости его нарастания.50. Сооружения и устройства на перегонах и железнодорожных станциях при скоростях движения более 200 км/ч должны соответствовать габариту приближения строений в соответствии с нормами и правилами.51. На всем протяжении железнодорожной линии, на которой осуществляется движение пассажирских поездов со скоростями более 140 км/ч, должен быть уложен бесстыковой железнодорожный путь.52. Железнодорожные линии на участках обращения пассажирских поездов со скоростями более 160 км/ч должны быть ограждены. Ограждения могут не устраиваться в местах, где доступ к железнодорожному полотну ограничен естественными (водоемы, болота, скалы и т.д.) или другими искусственными препятствиями.
Для организации прохода людей через железнодорожные пути оборудуются места перехода.53. Пассажирские платформы, расположенные у железнодорожных путей общего пользования, по которым пропускаются пассажирские поезда со скоростью более 200 км/ч, должны иметь предохранительные ограждения на расстоянии не менее двух метров от края платформы.
О приближении к платформе пассажирского поезда со скоростью более 140 км/ч пассажирам и другим находящимся на ней лицам должна передаваться информация в порядке, установленном владельцем инфраструктуры.54. При сквозном пропуске по железнодорожной станции пассажирских поездов со скоростью более 140 км/ч они должны следовать по главным железнодорожным путям. В исключительных случаях пропуск такого поезда по боковому приемо-отправочному железнодорожному пути железнодорожной станции либо по неправильному железнодорожному пути на перегоне производится в порядке, установленном владельцем инфраструктуры.55. Движение пассажирских поездов со скоростью более 200 км/ч в местах пересечения железнодорожных путей в одном уровне с автомобильными дорогами, трамвайными и троллейбусными линиями не допускается.56. Устройства железнодорожной связи на участках движения поездов пассажирских со скоростями более 140 км/ч до 200 км/ч должны соответствовать требованиям приложения № 2 к настоящим подвижной состав должны оборудоваться системами радиосвязи, обеспечивающими поездную радиосвязь и передачу данных при указанных скоростях движения.57. Для обслуживания пассажирских поездов, обращающихся со скоростями более 140 км/ч и включающих вагоны локомотивной тяги, назначаются специально выделенные и подготовленные локомотивы.

НЕСТНДАРТНЫЕ СИТУАЦИИ

1. При движении поезда по перегону на участке с АБ, на АЛСН горит желто-красный огонь, а путевой погашен

Произвести остановку поезда служебным торможением за 100-150м до светофора. Доложить ДНЦ (ДСП) и машинистам вслед идущих поездов о причине и месте остановки. Выяснить возможность дальнейшего следования через ДНЦ (ДСП) или машинистов. При занятости впередилежащего блок-участка запрещается продолжать движение до его освобождения. При свободности или отсутствии сведений о занятости впередилежащего блок-участка, после отпуска тормозов:Подать сигнал бдительности (один короткий и один длинный) и привести поезд в движение;Вести поезд до следующего светофора со скоростью не более 20 км/час с особой бдительностью и готовностью немедленно остановиться, если встретится препятствие для дальнейшего движения;. В случае появления на локомотивном светофоре разрешающего показания, машинист далее следует установленным порядком.

2.При движении поезда по перегону на участке с АБ, на АЛСН горит белый огонь,а путевой погашен.

Следовать с особой бдительностью и со скоростью не более 40 км/ч, за 400 - 500 метров до погасшего светофора снизить скорость до 20 км/час и остановиться за 100-150 метров до светофора. Доложить ДНЦ (ДСП) и машинистам вслед идущих поездов о причине и месте остановки. Выяснить возможность дальнейшего следования через ДНЦ (ДСП) или машинистов. При занятости впередилежащего блок-участка запрещается продолжать движение до его освобождения. При свободности или отсутствии сведений о занятости впередилежащего блок-участка, после отпуска тормозов: Подать сигнал бдительности (один короткий и один длинный) и привести поезд в движение. Вести поезд до следующего светофора со скоростью не более 20 км/час с особой бдительностью и готовностью немедленно остановиться, если встретится препятствие для дальнейшего движения; В случае появления на локомотивном светофоре разрешающего показания, машинист далее следует установленным порядком.

1. . Общие обязанности машиниста. Обязанности машиниста и помощника машиниста при ведении поезда. Что запрещается делать машинисту?(ПТЭ п.п. 18.38 – 18.43).

18.38. Машинист обязан:

Хорошо знать конструкцию подвижного состава, план и профиль пути своей линии, расположение на ней постоянных сигналов, сигнальных указателей и знаков, их значение;

При приемке подвижного состава перед выездом на линию убедиться в его исправности, обратив особое внимание на действие тормозов и радиосвязи (машинист локомотива убеждается в исправности подвижного состава как перед выездом на линию, так и перед началом выполнения маневров).

18.39. При ведении поезда (состава) машинист, помощник машиниста обязаны:

Обеспечить безопасное движение с точным соблюдением расписания следования поезда (для хозяйственных поездов - с точным соблюдением плана работ);

Следить за свободностью пути, сигналами, сигнальными указателями и знаками, правильным положением стрелок по маршруту следования, за движением поездов и составов на смежных путях, принимая меры к остановке при угрозе безопасности движения или жизни людей;

Повторять вслух показания светофоров, указанных в приказе начальника метрополитена, и положение стрелок по маршруту следования, а также сигналы светофоров и другие сигналы, требующие остановки или уменьшения скорости (в т. ч. и при управлении поездом без помощника машиниста), выполнять их требования, применяя электрическое или служебное пневматическое торможение, а при внезапной подаче сигнала остановки или возникновения препятствия для движения - экстренное торможение;

Проявлять особое внимание и бдительность при наличии запрещающего сигнального показания АЛС и светофоров, снижении видимости светофоров и пути при сильных туманах, ливнях, метелях, задымлении, при затоплении участков пути, наличии письменных или устных предупреждений, движении в неправильном направлении, движении при нажатой педали (кнопке) бдительности и быть готовым немедленно остановить поезд (состав), если встретится препятствие для дальнейшего следования;

Осуществлять взаимный контроль действий по выполнению должностных обязанностей;

Следить за состоянием подвижного состава, показаниями приборов, контролирующих его бесперебойную работу;

Следить за работой устройств автоматического управления движением поездов;

Подавать оповестительный сигнал о приближении поезда при входе и следовании по главному пути станции, если люди находятся у края платформы за линией ограничения.

18.43. В пути следования машинисту запрещается:

Превышать скорости, установленные настоящими Правилами, Инструкцией по движению поездов и маневровой работе, приказом начальника метрополитена, указаниями сигналов, а также выданными предупреждениями;

Отвлекаться от управления поездом (составом), наблюдения за сигналами, свободностью и состоянием пути;

При работе с помощником машиниста приводить электропоезд (состав) в движение без его команды или сигнала;

Отключать исправные устройства, обеспечивающие безопасность движения электропоезда (состава) (АЛС_АРС, УАВА и другие), без надобности пользоваться педалью (кнопкой)

бдительности при исправном действии напольных и поездных устройств АЛС АРС.

2. Порядок действий при взрезе централизованной стрелки (ИДП п.п. 2.31 – 2.39).

2.31. При приближении подвижного состава к стрелке, установленной не по маршруту следования, машинист должен принять меры к остановке, не допуская взреза стрелки.

Если допущен взрез стрелки, машинист обязан:

Остановить поезд (состав, локомотив) и принять меры, исключающие его произвольный уход;

Затребовать снятие напряжения с контактного рельса;

После снятия напряжения с контактного рельса осмотреть расположение колесных пар на стрелке, состояние остряков и доложить поездному диспетчеру (на парковых путях - дежурному поста централизации);

При отсутствии схода колесных пар с рельсов выполнять передвижение подвижного состава по взрезанной стрелке только по распоряжению поездного диспетчера (на парковых путях - дежурного поста централизации), которое дается на основании заявки руководителя работ (работника службы пути по должности не ниже помощника дорожного мастера, а при его отсутствии - работника службы сигнализации и связи по должности не ниже электромеханика СЦБ).

2.32. Руководитель работ обязан:

Исключить перевод стрелки опусканием курбельной заслонки;

При отсутствии препятствия для движения и прилегании к рамному рельсу остряка, отведенного до взреза стрелки, обеспечить его закрепление; после закрепления остряка дать заявку на передвижение подвижного состава в пошерстном направлении до полного освобождения стрелки;

При неприлегании к рамному рельсу остряка, отведенного до взреза стрелки, отсоединить тяги от стрелочного электропривода, обеспечить прилегание и закрепление остряка к рамному рельсу и

дать заявку на передвижение подвижного состава в пошерстном направлении до полного освобождения стрелки;

Если тележка вагона (локомотива) закрывает доступ к месту крепления тяг, то при отсутствии препятствия дать заявку на передвижение подвижного состава в пошерстном или противошерстном направлении на расстояние не более 5 м.

Движение подвижного состава в противошерстном направлении допустимо только в том случае, если первая колесная пара подвижного состава в момент взреза стрелки остановилась на остряке, отведенном до взреза стрелки, и не перескочила через него.

2.33. Освобождение стрелки от подвижного состава производится по распоряжению поездного диспетчера (дежурного поста централизации) под контролем руководителя работ со скоростью не более 10 км/ч с готовностью остановиться по сигналу руководителя работ.

2.34. При невозможности оперативного устранения последствий взреза дальнейшее движение по стрелке разрешается на основании записи в Журнале осмотра, оформленной работником службы пути по должности не ниже помощника дорожного мастера (запись является основанием для выдачи письменных предупреждений).

В записи должно быть указано:

Направление, по которому разрешается движение;

Допустимая скорость движения по стрелке.

Остряки запирают в требуемом положении на закладку и навесной замок или же прижатый остряк зашивается. В этом случае стрелка должна быть выключена из централизации порядком, установленным Управлением метрополитена.

2.35. Запрещается дежурному поста централизации переводить взрезанную стрелку без разрешения руководителя работ, а также производить отмену или разделку маршрута, в который входит взрезанная стрелка, без разрешения поездного диспетчера.

2.36. Если подвижной состав проследовал взрезанную стрелку, оборудованную электроприводом взрезного типа, то после проверки отсутствия повреждений остряков, тяг и деталей электропривода совместно работником службы пути и работником службы сигнализации и связи, взрезное сцепление электропривода должно быть восстановлено. Указанные работники после проверки и восстановления взрезного сцепления электропривода должны оформить запись в Журнале осмотра о возможности движения по стрелке.

2.37. После осмотра и устранения последствий взреза первый поезд (состав) пропускается по этой стрелке при запрещающем показании светофора по приказу (распоряжению) поездного диспетчера (дежурного поста централизации) со скоростью не более 10 км/ч, а на парковых путях - по распоряжению дежурного поста централизации. В дальнейшем поезда (составы) пропускаются со скоростью, установленной работником службы пути.

3. Сигнал «Радиационная опасность» (ИСИ п.п. 10.5, 10.6)

10.5. Сигнал «Радиационная опасность» или «Химическая тревога» подается в течение 2-3 минут:

На наземных путях - свистками поездов, составов, локомотивов группами из одного длинного и одного короткого звуков

На станциях, в электродепо и других предприятиях объявляется по сети громкоговорящего оповещения. Сигнал «Радиационная опасность» или «Химическая опасность» на станциях, в электродепо и других предприятиях подается по распоряжению соответственно начальника станции, электродепо, предприятия.

4. Инструкция №9 «О порядке действий должностных лиц метрополитена при обнаружении на объектах метрополитена опасных химических веществ и отравляющих веществ» (Сборник №4).

1.2. Признаками обнаружения или применения ОХВ (ОВ) являются:

Разлив на станции неизвестной жидкости, вызвавшей у пассажиров признаки массового отравления (слезотечение, тошнота, рвота, потеря сознания и т.д.);

Появление капель, дымов и туманов неизвестного происхождения;

Посторонние специфические запахи;

Крики о помощи, возникшая паника, начальные симптомы поражения;

Показания приборов химической разведки и контроля (при их наличии).

1.3. Сигналами о чрезвычайной ситуации с ОХВ (ОВ) являются сообщения пассажиров, машиниста поезда, дежурного по станции или любого другого работника метрополитена, а также информация от аварийно-технических служб города по прямой связи или по телефонам:

Старшему поездному диспетчеру (ДЦХС) - 570-69-92; 24-11;

Старшему поездному диспетчеру-руководителю смены (ДЦХСР) - 24-10;

Оперативному дежурному по метрополитену - 25-72; 718-33-10.

В этих условиях работники Службы движения обязаны организовать движение поездов и работу станций таким образом, чтобы исключить попадание пассажиров в зону заражения и принять меры к удалению находящихся в зоне заражения пассажиров и работников метрополитена, не имеющих средств индивидуальной защиты (СИЗ).

1.4. В случае появления признаков массового отравления у пассажиров или работников метрополитена дежурный персонал метрополитена обязан применять средства индивидуальной защиты.

При обнаружении машинистом признаков заражения ОХВ (ОВ) или получении им сообщения от пассажиров машинист ОБЯЗАН:

Немедленно сообщить поездному диспетчеру об обнаружении ОХВ (ОВ);

Использовать самоспасатель;

Принять меры к выводу поезда с перегона на станцию и в дальнейшем действовать в соответствии с распоряжениями старшего поездного диспетчера (дежурного по станции).

5. В чьем распоряжении находится машинист в резерве? (ДИ п. 1.21)

Машинист, назначенный в резерв, находится в распоряжении оператора, машиниста – инструктора или дежурного по электродепо и без их разрешения не имеет права отлучаться с определенного места работа.